?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Как снимать документальное кино? Этому учили на "Бок о Бок"
BOB2009
bob_advisor



В Датском институте культуры 17 октября в рамках Международного фестиваля «Бок о Бок» прошел мастер- класс датских документалистов Ибен Хаар Андерсен и Минны Гросс: Одна женщина /Одна камера
 

По словам Рикки Хелмс, директора Датского института культуры в Санкт-Петербурге, показ картины «Здравствуйте, имя мое - лесбиянка» и последующая встреча с кинематографистами стало самым шумным культурным событием последнего времени в этих стенах. Зал был переполнен. На мастер-класс присутствовала не только фестивальная публика, но и представители Генерального консульство Дании и Совета Министров Северных стран, которые поддерживают программы, связанные с развитием толерантности и борьбой с фобиями в разных их появлениях.

        

Разговор об основных элементах создания качественного документального кино предварил показ картины «Здравствуйте, имя мое - лесбиянка», который не так давно с большим рейтингом прошел по центральному датскому телеканалу и завоевал приз зрительских симпатий на ЛГБТ – фестивале в Копенгагене в 2009 году.



Этот динамичный, полный иронии и самоиронии фильм, рассказывает об истории лесбийского движения в Дании с 50х годов до сегодняшнего времени: от запрета и гонений на гомосексуальную любовь в консервативной Дании 50-х до лояльного общества нашего времени. С некоторыми героями картины мы познакомимся в летнем лагере. Это шумная семейка, состоящая из трех детей и двух мам, за полным отсутствием папаш. Героини ведут войну против лифчиков, косметики и мужчин, а также семейных предрассудков, борются за право быть собой.

Женщины от 19 до 84 лет говорят о разных аспектах жизни, включая секс, одиночество, любовь, семье и роли полов в современном мире.



Этот фильм был высказыванием режиссеров об истории и проблемах лесбийского движения в современном мире. После просмотра картины речь пошла о создании документального кино как такового. Аудиторию интересовалась темами: как сделать кино внятное, доступное, с четко выраженной авторской позицией кино, которое было бы интересно широкой аудитории, а нет только ЛГБТ-сообществу. Фильм «Здравствуйте, имя мое - лесбиянка» яркий тому пример.

Замечательна биография самих датских создателей фильма.



Минна Гросс – профессиональный музыкант. В 2000 году она также решила попробовать свои силы в литературе и режиссуре. Ее третья книга “HOMO” вышла в 2004 году и завоевала престижную датскую премию «HOME or the year. Ее группа ”Jodeladies, играющая в стиле corny- queer- camp получила признание среди молодежной аудитории. В тандеме с Ибен Хаар Андресен она пишет сценарии и берет интервью у героев.


Ибен Хаар Андерсен окончила Датскую киношколу (1982) по специальности звукорежиссер. В течение 12 лет она занимается документальным кино. Ее фильмы (« Две женщины на реке», «Звук жизни») получили престижные кинопремии. Помимо этого она записывает саунд-треки для документальных фильмов, делает театральные постановки, мульти- медиа- шоу и выступает на сцене. Она - режиссер, оператор и монтажер своих картин. Хотя уверяет аудиторию в том, что для монтажа необходим взгляд со стороны, свежая голова.

Что касается профессионального мастерства, особое внимание Ибен уделяет звуку. Если прекрасное кино снято с плохим саундом, его никто не сможет ни посмотреть, ни оценить по достоинству. Она продемонстрировала подставку под микрофон, которая всегда с ней на съемках. Это ее талисман.

И еще один полезный момент, на который обратили внимание датчанки – это съемки героев картины «без лица». Когда снимается кино, затрагивающее острые темы, многие и не могут открыто появляться перед камерой. И в этом состоит мастерство документалиста - сделать фильм и не навредить своему герою. Ибен и Минна продемонстрировали несколько отрывков из фильмов, в которых показано, как документалисты выходят из этой сложной профессиональной ситуации. Например, дети – жертвы насилия в Африке или женщина - врач, помогающая делать аборты в той стране, где это запрещено. Анимация и компьютерная графика сохранят мимику и манеру повествования, вызывают у зрителя эмоцию, но делают героя неузнаваемым.

 

      

То, к чему призывали датские кинематографисты будущих режиссеров: изучать законы по которым снимается кино, например, на какой минуте должен произойти поворотный момент сюжета, когда зрители должен проронить слезу или засмеяться. Одним словом, знать методы манипуляции человеческими эмоциями. А когда вы полностью овладеете навыками съемки классического, традиционного кино, когда можно экспериментировать и нарушать принятые нормы. И тогда будет выработан авторский стиль.

 

Фантазия, творческое мышление и знание профессии или желания ее познать – в этом ключ успеха любой профессии.