?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Нет гомофобии! Третий день показов кинофестиваля «Бок о Бок» в Москве
BOB2009
bob_advisor
IMG_0276
Каждый день фестиваля не похож на предыдущие. Суббота, 20 апреля, вместила в себя по сути два фестивальных дня, и не столько потому, что было три кинопоказа и две дискуссии, сколько по настроению.




Программа короткометражек должна была начаться в 16.30, однако в отличие от пятницы, за час до времени икс в фойе почти никого не было, пара гостей за столиками, три волонтера, ждущие организаторов, и двое колоритных полицейских, пьющих кофе за стойкой, готовых приступить к выполнению служебных обязанностей. Так и провели они весь день с нами, готовые в любую минуту поддержать порядок от лица власти, по счастью, ровное течение фестиваля не нарушалось никакими эксцессами. Пока гостей ещё не было, полицейские полистали брошюры – надо же знать окружение, в котором работаешь, и младший даже заполнил анкету о своем отношении к гомофобии.

IMG_9903


А гости медленно тянулись, казалось даже, что зал не заполнится и на четверть, и вот в последние 15 минут народ, как говорится, повалил. В кассу образовалась вполне приличная очередь – не частое явление в весьма камерном «Фитиле». В результате сеанс ненадолго задержали, потому что не все успевали купить билеты, так как люди всё подходили и подходили.




Девять короткометражных фильмов, пять о мужчинах, включая две ленты о подростках, четыре о женщинах, в том числе 4-минутный фильм «Шарлотта» о женщине в теле мужчины. Фильмы о расставании и зарождении новых отношений, об осознании себя и камин-аутах, о гомофобии и христианском непринятии, трагедии, драмы, комедии. В общем, все фильмы абсолютно разные, и каждый по-своему замечателен.

Программа стартовала с легкой комедии «Ключи» с великолепной операторской работой, просто удивительным кадрированием, и такими четкими мелкими деталями, которые за то короткое время, характерное для данного жанра, помогли раскрыть характер героев настолько, что не всем режиссером и в полном метре удается.

Далее следовал российский фильм «Начало», всколыхнувший зал хохотом от нелепости происходящего на второй минуте фильма и возгласами «что так быстро», а дальше нелепость стала развиваться с такой стремительностью, что перестала ею быть, перед зрителями разворачивался такой фарс ситуаций, что было интересно узнать, как главная героиня из них выкрутится. И молодой режиссер Елеонора Збанке решила это классически – позволив герою сбежать; что будет дальше, как будут развиваться события, всё отдано на откуп богатству воображения зрителей, потому что – это только начало, экспозиция.

IMG_20130420_010708


В программе было ещё два российских фильма: «Алтарь Инанны», снятый по реальным событиям, которые как часто бывает в жизни, кажутся абсолютно нелогичными и странными, такими, что не придут в голову не одному сценаристу, а если и придут, так он их отбросит по причине малой правдоподобности. К сожалению, режиссер на встрече не присутствовал (не смог приехать из Казани), и для меня осталось загадкой название фильма, то ли потому что богиня любви и неба, то ли из-за её хитрости, то ли ради звучания. Зато режиссер Сева Галкин был и объяснил, почему «Три раза про это: Ярослав», потому что мы видели только одну из частей трилогии и вскоре сможем увидеть и остальные. Большая часть фильма отснята субъективной камерой, мы смотрим на мир глазами главного героя, и основной конфликт фильма разворачивается не в этом внешнем мире, а внутри Ярослава.

Чилийская драма «Многоэтажки», как отметила Елеонара Збанке, удачный пример продюсирования фильма, снятого при поддержке правительства, так как сюжет осознания подростком гомосексуального влечения к соседу из дома напротив помещен в канву времен начала хунты, болезненного времени для страны. Второй фильм из Чили «В душе» также драма, но уже не уровня целой страны, а пары женщин, позволившим создаться таким условиям, которые вынуждают их расстаться, детей у них нет, но есть кот, которого они обе любят, только каждая из них вкладывает разное значение в понятие любовь.

«Крик Сары» снят в Испании в 2011 году, то есть уже 6 лет как государством признаны однополые браки, однако это не спасает 69% гомосексуалов от словесного или физического
оскорбления, и лишь 11% из них обращается в полицию.

Закончился показ фильмом, созвучным вчерашней теме религии, «Почему Господь меня ненавидит?». Здесь проблема фанатичных религиозных гомофобов показана с таким хорошим чувством юмора, что после просмотра люди выходили из кинозала в приподнятом позитивном настроении.
IMG_0001

Модератор беседы Олег Гранников


IMG_0196
Режиссер фильма "Начало" Елеонора Збанкэ


IMG_0032
Режиссер фильма "Ярослав: три раза про это" Сева Галкин


IMG_20130420_010712

И в таком настроении прошла вся встреча с российскими режиссерами Севой Галкиным и Елеонорой Збанке. «Широко известный в узких кругах», как выразился модератор встречи Олег Гранников, фотограф и режиссер фильма «Три раза про это» Сева Галкин рассказал, что сейчас планирует переснять одну из частей трилогии, которая уже была им снята, но он не доволен воплощением: на момент съёмок ни бюджета не было, ни мастерства режиссерского, а сценарий великолепен, поэтому всё остальное должно ему соответствовать. Нескольким счастливчикам из числа зрителей, в номерах билетов которых были счастливые номера 20, 04, 13, 11 (год съёмок фильма) и 72 достался новый фотоальбом Севы «Вот и Я». Севу спросили, планирует ли он снимать фильмы о женщинах, на что тот ответил, что есть уже хорошие режиссеры снимающие хорошие фильмы о женщинах, на что модератор Олег Гранников шутливо пообещал позвать Ренату Литвинову на следующий кинофестиваль. С другой стороны, почему бы и нет, в каждой шутке есть доля правды.

IMG_0146
Счастливый победитель лотереи

Елеонора Збанкэ, выпускница ВГИКа, рассказала, что студенты достаточно часто снимают фильмы на ЛГБТ-тематику, только до зрителей они не доходят, и также упомянула, что почти все фильмы «серые», мрачные, касающиеся глобальных проблем, а ей захотелось сделать радостное кино, чтобы зрители смеялись.

IMG_20130420_010699


В одном из вопросов прозвучало слово «гомосексуализм», девушку поправили «гомосексуальность», она отмахнулась «какая разница», ей ответили «большая» и вроде бы всё инцидент исчерпан, беседа потекла дальше своим чередом. Однако, когда уже все уходили, девушка всё-таки подошла к поправившему её человеку и спросила, так в чем же разница, и уже несколько человек объяснили, что это ряд равно положенных слов, и стоящих за ними понятий: гетеросексуальность/бисексуальность/гомосексуальность/трансгендерность, гетеросексуализм никто не говорит, так как в клинической терминологии суффикс - изм характерен для названий заболеваний.

День поделил на две части фильм «Дешифровщик»(Codebreaker), что можно сказать о биографическом фильме, рассказывающем об ужасных гонениях на великого человека, который помог переломить ход второй мировой войны, - его нужно видеть. Обсуждать сюжет, предложенный жизнью и историей можно только с точки зрения, как хорошо, что те времена закончились, по крайней мере, на родине Алана Тьюринга в Великобритании, и теперь эта страна раскаивается в гибели своего героя, и желать, чтобы ничего подобного не происходило ни в какой стране мира.

Кинофестиваль во время «Дешифровщика» шел не только в кинозале, но и фойе, волонтеры воспользовались паузой, чтобы подкрепить силы пиццой, подтягивались зрители к кульминационному моменту дня – демонстрации фильма «Красота» Оливера Хермануса, кто-то остался после встречи с режиссерами. Обсуждение продолжалось: фильмов, фестиваля, жизни в целом, и настолько люди увлеклись общением, что не могли оторваться друг от друг и пройти наконец в зал, чтобы посмотреть фильм-обладателя Квир-пальмы 2011 фестиваля в Каннах.

Очень мастерски поставленный фильм, великолепная операторская работа, точной кастинг и прекрасная игра актеров, и очень неоднозначно воспринимаемый сюжет. Главный герой Франсуа, представитель узкой привилегированной прослойки ЮАР, которая обладает деньгами и властью, ненавидящей цветных, ведущей практически «аристократическую» жизнь, ведь все члены её – это лучшие члены общества, благополучные, имеющие семей и детей, всё настолько прилично, что даже развод осуждается. Не осуждаются супружеская измена, пусть о ней знает муж, но ведь не знает общество, как не знает общество и о встречах своих лучших мужей для совместного совокупления, эти люди ни в коем случае не считают себя гомосексуалами, они ненавидят «педиков», это просто их услуга, оказываемая друг другу время от времени. Ведь все они умеют всё держать под контролем, что сексуальное желание, что тягу к алкоголю. И вдруг Франсуа утрачивает этот контроль, сраженной красотой своего дальнего родственника Кристиана, чувство, им испытываемое – это одержимость, замешанная на смеси страсти и, может быть, даже любви, но ничего кроме отвращения к себе это чувство в нем не вызывает. Остановить это чувство может лишь обладание предметом вожделения, и если купить подарками и деньгами его не получиться, тогда приходится брать силой.

Фильм, а вернее главный герой, вызвал смешанные чувства у аудитории: от глубочайшего омерзения до жалости, и даже сочувствия. Всех волновало, что же стало с Кристианом, но Оливер не ответил на этот вопрос: главный герой Франсуа, которого режиссер показал на удивление безоценочно, по сюжету он не знает, что случилось с Кристианом после его избиения и практически изнасилования, и зрители тоже не узнают. Единственное, в чем они могут быть уверены, что полиции об этом никогда не станет известно, настолько тема мужского изнасилования табуирована в ЮАР, поэтому Франсуа не получит наказания от государства. С другой стороны, режиссер подчеркнул, что последняя сцена фильма, где Франсуа видит счастливую пару молодых людей, раскрепощенных и свободных, дает ему понять, что его гомофобия не позволила бы ему быть счастливым, даже если бы Кристиан ответил на его притязания. Это уже наказание, соразмерное поступкам героя или нет, каждый решает для себя сам. ЮАР стала пятой страной в мире, где признали однополые браки, однако, режиссер, считает, что только через несколько поколений уровень гомофобии в стране снизится. И такие фильмы этому способствуют.

IMG_9933
Продюсер фильма "Начало" Милена Чернявская (в центре)


IMG_0206



IMG_0157



IMG_0230

Таня Шманкевич и фотограф Виктор Звягин


IMG_9963
Волонтер Денис высказывается против гомофобии




Текст Зоя Матисова
Фотографии Юлия Малыгина, Виктор Звягин